Задания на концентрацию внимания:

Игру можно начать со стихотворения Е. Серовой:

Гладко, плавно лился стих.

Вдруг споткнулся и притих,

Ждёт он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк как речка,

Помоги ему чуть – чуть

Игра  «Подскажи
словечко».

Я сегодня сбился с ног –

У меня пропал — 
(щенок).

По гвоздю тук – ток

Бьёт железный — (молоток).

Пошла муха на базар

И купила — (самовар).

Игра «Кто внимательный?».

Найди звук в словах: галка, грач, игра, игрушка,
голубь, гитара.

Игра  «Доскажи
словечко».

Сильным я стать хочу.             Всех пернатых  птиц черней,

Прихожу я к силачу:                Чистит пашню от червей,

— Расскажите мне о том           – Целый день по пашне вскачь,

Как вы стали силачом?                И зовётся птица … (грач).

Засмеялся он в ответ:

— Очень просто.                                Много лет

Ежедневно, встав с постели,          Егор играл в футбол

Поднимаю я … (гантели).              И забил в ворота … (гол).

 

 

 

Игра  по развитию смысловой догадки и
словесно-логической памяти.

Этому
способствуют упражнения такого плана:

Былатёмнаяночьяплаволвпрудуиоттоскирадостноквакалсолнцесветилоярковводеотражалсямогучийдуб.

Игра,
способствующая увеличению скорости чтения

Воробьи

В
сдау рслои кстуы ксраывих роз. Лтоем они пыкоравилсь дшиумсыти цтевмаи. Цтевы
блыи кснраые,  жлтёые, былее. Но вот
зеваилсь в рзох чвярекчи. Они педалои бнотуы и лтсиья. Онадджы сатя вёробьов
опелблиа ктсуы. Нчалаась внзоя и чнарикиье. Вбороьи сслапи рзоы.

Кроссворд

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Я с высокого забора                                  2.Сапоги сшил
из рубашки,

Прямо в воду упаду,                                      А рубашку
— из сапог,

Ну, кому какое дело                                       Дом поставил из
опилок —

Куда брызги полетят.                                     Вышел
славненький домок.

     
(Прибаутка).                                                         
(Небылица).

3.Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.
(Пословица).

4.Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?
(Загадка).

5.Баю – баю, баиньки,                                     6.Жил себе
дед да баба,

Купим сыну валенки,                                        И была
у них курочка – ряба.

Наденем на ноженьки,                                     Снесла
курочка яичко.

Пустим по дороженьке.                                   Яичко не
простое – золотое.

Будет наш сынок ходить,                                                     
(Сказка).

Новы валенки носить.

                  
(Песня)

 

 

Игра  «Буква
потерялась».

 Определи, какая
буква потерялась, напиши и прочитай слова: но.а, и.рушка, кни..а, сапо.и,
..итара, по..ода, сне..овик.

Игра  «Какой
звук в начале слова?».

Гуси градусник гора газ

Гоша игра гудок глина

Геля гол гроза город

Гора гитара град глобус

Газета грач бегемот рога

Гранат галки года гриб

Глаза голуби гвоздь гном

Игра  «Смысловое
соотнесение понятий».

Крокодил : пасть = птица : ? (соловей, воздух, клюв,
яйцо, пение).

Война : смерть = 
тепло : ? (вещество, жизнедеятельность, дыхание, гибель).

Чёрный  : белый
= движение : ? (мяч, взаимодействие, покой, трамвай, идти).

Птица : гнездо = человек : ? (рабочий, люди, дом,
разумный, птенец).

 Игра . «Найди
спрятавшееся слово»

Найди в одном слове другое с помощью перестановки
букв.

 Найди
животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.

 Соль,  пион, банка, соль.

 Найди в слове
дерево-невидимку.

Насос, шмель.

 Найди в слове
растение-невидимку.

Мошкара, плёнка.

Игра «Перепутанные сказки».

«Красные медведи» 
—  (Три медведя).

«Снежные музыканты» 
—  (Бременские музыканты).

«Бременское копытце» 
—  (Серебренное копытце)

Игра «Восстанови четверостишье».

Где – то там… (за) горами,

Там, …(где) солнце (ночует),

Белой птицей… (летает),

 И поёт … (наше)
детство.

Игра «Закончи фразу»

Давайте будем мы (дружить),

И нашей дружбой (дорожить),

В беде друг друга (выручать),

Друг другу тайны (доверять).

Игры и игровые упражнения способствующие развитию
памяти, внимания.

В этих предложениях поменялись слова местами, и стало
очень сложно понять, о чем идет речь.

Упражнение « Восстанови правильный порядок слов».

Роз красивых саду в росли кусты.

Устроила на гнездо белка лесу сосне в высокой.

Радуга на появилась голубом небе.

Белых кусты цветов гроздьями усыпаны.

У сосной была под реки нора барсучья.

Можно летнем в падающие небе звезды ночном увидеть.

  Чтение строчек
наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое
слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это
упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом
исключается прогнозирование.

Игра «Читай слова наоборот — справа налево».

юьнесО у игород ым илидасоп еыдолом инолбя. В еам ино
илевцаз. даН иматевц илижурк ылёчп. тоВ ытевц ьсилапысо. инолбЯ илевцто. аН
хактев ьсиливяоп еикьнелам иколбя. В етсугва илерзос еывреп ыдолп.

тудйорП ыдог. яьвереД тунатс имишьлоб. инО
тюударопйедюлимадолп. доП юьнет ьнолбя онжом тедуб ьтахыдто.

         Восполнение
пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с
пропущенными в них словами. Это упражнение развивает способность одновременно с
техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.

 Игра  «Доскажи слово»    

Чтение текста с неполными словами.

Подснежник

Солнышко расто…. 
снежинку на верху… сосны. Упала горя… капелька на сн.. . Она пробила
суг…. и сухую тра.. . Там , где она упа.., снег рас…., и сквозь не.. пробилась
жёл… любопытная голо… на тонкой зелё… ножке. Это был пер… весенний цве… —
подсне…. .

     Игра «Отгадай
пословицу по двум словам».

1.Язык, дело (Не спеши языком, а торопись делом).

2. Дело, мастер (Дело мастера боится).

3. Друг, старый (Старый друг лучше новых двух).

Игра 
«Наоборот».

 Назови слова,
противоположные по смыслу (антонимы): громко – (тихо), редкий – (густой),
грустный – (весёлый), низкий – (высокий), мелкий – (крупный), чистый –
(грязный), большой – (маленький).

Игра 
«Инсценировка».

         Нужно вспомнить слова
героя сказки и инсценировать этот отрывок.

1. Позовите словами из сказки Сивку-Бурку. Кто был
хозяином этой лошади? («Иванушка-Дурачок, Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань
передо мной, как лист перед травой!»)

2. Какие слова говорила девочка медведю? Из какой она
сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…»)

 

 

 

         Анкета
для учащихся

1. Хотел бы ты, чтобы на уроках литературного чтения
всегда присутствовали игровые моменты?

А) да

Б) нет

В) не знаю

2. Помогает ли тебе использование игровых ситуаций и
занимательного материала на уроках литературного чтения?

А) да

Б) нет

В) не знаю

3.Какие навыки развивает у тебя занимательный
материал?

А) логику и мышление

Б) концентрацию внимания

В) самостоятельность

В анкетировании приняли участие 17 учащихся 3 класса.
Результаты следующие:

1.  А) да- 17
уч.

Б) нет- 0 уч.

В) не знаю- 0 уч.

2.  А) да- 16
уч.

Б) нет- 0 уч.

В) не знаю- 1 уч.

3.А) логику и мышление- 6 уч.

Б) логику и мышление- 8 уч.

В) самостоятельность-3 уч.

Задания на концентрацию внимания:

Игру можно начать со стихотворения Е. Серовой:

Гладко, плавно лился стих.

Вдруг споткнулся и притих,

Ждёт он и вздыхает:

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потёк как речка,

Помоги ему чуть – чуть

Игра  «Подскажи
словечко».

Я сегодня сбился с ног –

У меня пропал — 
(щенок).

По гвоздю тук – ток

Бьёт железный — (молоток).

Пошла муха на базар

И купила — (самовар).

Игра «Кто внимательный?».

Найди звук в словах: галка, грач, игра, игрушка,
голубь, гитара.

Игра  «Доскажи
словечко».

Сильным я стать хочу.             Всех пернатых  птиц черней,

Прихожу я к силачу:                Чистит пашню от червей,

— Расскажите мне о том           – Целый день по пашне вскачь,

Как вы стали силачом?                И зовётся птица … (грач).

Засмеялся он в ответ:

— Очень просто.                                Много лет

Ежедневно, встав с постели,          Егор играл в футбол

Поднимаю я … (гантели).              И забил в ворота … (гол).

                                                                                                           
Приложение 2

Игра  по
развитию смысловой догадки и словесно-логической памяти.

Этому способствуют упражнения такого плана:

Былатёмнаяночьяплаволвпрудуиоттоскирадостноквакалсолнцесветилоярковводеотражалсямогучийдуб.

Игра, способствующая увеличению скорости чтения

Воробьи

В сдау рслои кстуы ксраывих роз. Лтоем они пыкоравилсь
дшиумсыти цтевмаи. Цтевы блыи кснраые, 
жлтёые, былее. Но вот зеваилсь в рзох чвярекчи. Они педалои бнотуы и
лтсиья. Онадджы сатя вёробьов опелблиа ктсуы. Нчалаась внзоя и чнарикиье.
Вбороьи сслапи рзоы.

 

Кроссворд

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Я с высокого забора                                  2.Сапоги сшил
из рубашки,

Прямо в воду упаду,                                      А рубашку
— из сапог,

Ну, кому какое дело                                       Дом поставил из опилок —

Куда брызги полетят.                                     Вышел
славненький домок.

     
(Прибаутка).                                                         
(Небылица).

3.Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.
(Пословица).

4.Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?
(Загадка).

5.Баю – баю, баиньки,                                     6.Жил себе
дед да баба,

Купим сыну валенки,                                        И была
у них курочка – ряба.

Наденем на ноженьки,                                     Снесла
курочка яичко.

Пустим по дороженьке.                                   Яичко не
простое – золотое.

Будет наш сынок ходить,                                                     
(Сказка).

Новы валенки носить.

                  
(Песня)

Игра  «Буква
потерялась».

 Определи, какая
буква потерялась, напиши и прочитай слова: но.а, и.рушка, кни..а, сапо.и,
..итара, по..ода, сне..овик.

Игра  «Какой
звук в начале слова?».

Гуси градусник гора газ

Гоша игра гудок глина

Геля гол гроза город

Гора
гитара град глобус

Газета
грач бегемот рога

Гранат
галки года гриб

Глаза
голуби гвоздь гном

Игра  «Смысловое соотнесение понятий».

Крокодил : пасть = птица : ? (соловей, воздух, клюв,
яйцо, пение).

Война : смерть = 
тепло : ? (вещество, жизнедеятельность, дыхание, гибель).

Чёрный  : белый
= движение : ? (мяч, взаимодействие, покой, трамвай, идти).

Птица : гнездо = человек : ? (рабочий, люди, дом,
разумный, птенец).

 Игра . «Найди
спрятавшееся слово»

Найди в одном слове другое с помощью перестановки
букв.

 Найди
животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.

 Соль,  пион, банка, соль.

 Найди в слове
дерево-невидимку.

Насос, шмель.

 Найди в слове
растение-невидимку.

Мошкара, плёнка.

Игра «Перепутанные сказки».

«Красные медведи» 
—  (Три медведя).

«Снежные музыканты» 
—  (Бременские музыканты).

«Бременское копытце» 
—  (Серебренное копытце)

Игра «Восстанови четверостишье».

Где – то там… (за) горами,

Там, …(где) солнце (ночует),

Белой птицей… (летает),

 И поёт … (наше)
детство.

Игра «Закончи фразу»

Давайте будем мы (дружить),

И нашей дружбой (дорожить),

В беде друг друга (выручать),

Друг другу тайны (доверять).

Игры и игровые упражнения, способствующие развитию
памяти, внимания.

В этих предложениях поменялись слова местами, и стало
очень сложно понять, о чем идет речь.

Упражнение « Восстанови правильный порядок слов».

Роз красивых саду в росли кусты.

Устроила на гнездо белка лесу сосне в высокой.

Радуга на появилась голубом небе.

Белых кусты цветов гроздьями усыпаны.

У сосной была под реки нора барсучья.

Можно летнем в падающие небе звезды ночном увидеть.

  Чтение строчек
наоборот по буквам: написанное прочитывается справа налево так, что каждое
слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это
упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом
исключается прогнозирование.

Игра «Читай слова наоборот — справа налево».

юьнесО у игород ым илидасоп еыдолом инолбя. В еам ино
илевцаз. даН иматевц илижурк ылёчп. тоВ ытевц ьсилапысо. инолбЯ илевцто. аН
хактев ьсиливяоп еикьнелам иколбя. В етсугва илерзос еывреп ыдолп.

тудйорП ыдог. яьвереД тунатс имишьлоб. инО
тюударопйедюлимадолп. доП юьнет ьнолбя онжом тедуб ьтахыдто.

         Восполнение
пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с
пропущенными в них словами. Это упражнение развивает способность одновременно с
техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.

 

 Игра  «Доскажи слово»    

Чтение текста с неполными словами.

Подснежник

Солнышко расто…. 
снежинку на верху… сосны. Упала горя… капелька на сн.. . Она пробила
суг…. и сухую тра.. . Там , где она упа.., снег рас…., и сквозь не.. пробилась
жёл… любопытная голо… на тонкой зелё… ножке. Это был пер… весенний цве… —
подсне…. .

     Игра «Отгадай
пословицу по двум словам».

1.Язык, дело (Не спеши языком, а торопись делом).

2. Дело, мастер (Дело мастера боится).

3. Друг, старый (Старый друг лучше новых двух).

Игра 
«Наоборот».

 Назови слова,
противоположные по смыслу (антонимы): громко – (тихо), редкий – (густой),
грустный – (весёлый), низкий – (высокий), мелкий – (крупный), чистый –
(грязный), большой – (маленький).

Игра «Инсценировка».

         Нужно вспомнить слова
героя сказки и инсценировать этот отрывок.

1. Позовите словами из сказки Сивку-Бурку. Кто был
хозяином этой лошади? («Иванушка-Дурачок, Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань
передо мной, как лист перед травой!»)

2. Какие слова говорила девочка медведю? Из какой она
сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…»

     Анкета для учащихся

1. Хотел бы ты, чтобы на уроках литературного чтения
всегда присутствовали игровые моменты?

А) да

Б) нет

В) не знаю

2. Помогает ли тебе использование игровых ситуаций и
занимательного материала на уроках литературного чтения?

А) да

Б) нет

В) не знаю

3.Какие навыки развивает у тебя занимательный
материал?

А) логику и мышление

Б) концентрацию внимания

В) самостоятельность

В анкетировании приняли участие 17 учащихся 3 класса.
Результаты следующие:

1.  А) да- 17
уч.

Б) нет- 0 уч.

В) не знаю- 0 уч.

2.  А) да- 16
уч.

Б) нет- 0 уч.

В) не знаю- 1 уч.

3.А) логику и мышление- 6 уч.

Б) логику и мышление- 8 уч.

В) самостоятельность-3 уч.